А.Г. Клименко, А.В. Дологлонян, В.Т. Матвеенко
Институт природно-технических систем, РФ, г. Севастополь, ул. Ленина, 28
E-mail: kag1958776@gmail.com
УДК 621.432
DOI: 10.33075/2220-5861-2024-1-131-139
EDN: https://elibrary.ru/ueguxn
Реферат:
Показана роль двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в технологиях эффективной энергетики. Дан анализ существующих и освоенных промышленностью технологий повышения эффективности использования тепловых выбросов в ДВС, включая когенерацию, а также определение перспективных направлений, требующих дальнейшего научного исследования и обоснования. Проанализированы составляющие энергии выпускных газов, получаемых при сгорании топлив и их термодинамические характеристики в общем тепловом балансе ДВС. Показаны наиболее известные в технике способы рекуперации (использования) тепловой энергии выпускных газов, их эффективность в зависимости от режимов работы ДВС, а также достоинства и недостатки. Наиболее предпочтительными системами утилизации представляются системы, не требующие усложнения самой конструкции ДВС, а интегрированные как дополнительные модули, подключаемые в систему газовыхлопа ДВС. Предложены новые способы использования энергии выпускных газов с использованием турбокомпрессорного утилизатора, а также возможности его использования в совокупности с комбинацией известных способов утилизации теплоты в ДВС.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, тепловая энергия, тепловой баланс, тепловые выбросы, рекуперация тепла, турбокомпрессорный утилизатор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Клименко А.Г., Очеретяный В.А. Правовые, экологические аспекты и особенности декарбонизации энергетики и транспорта в Российской Федерации // Системы контроля окружающей среды. 2022. № 2 (48). С. 61–72.
- Погорельский А. Нет, мир не перейдёт на электромобили: 5 главных препятствий // Электронный журнал Авто.ру.https://auto.ru/mag/article/whynotonlyelectro/
- Сайданов В.О., Случанинов Н.Н. Разработка вариантов схемных решений системы утилизации теплоты двигателя 6 ч 13/14 для электростанций железнодорожных войск // Специальная техника и технологии транспорта. 2023. № 17. С. 336–344.
- Gopal N.K., Pandiyarajan V., Velraj R., Rayapati S. Thermodynamic analysis of a diesel engine integrated with a pcm based energy storage system. International journal of thermodynamics. 2010. No. 13 (1). P. 15–21.
- Хрипач Н.А., Татарников А.П. Анализ систем преобразования энергии отработавших газов для когенерационных энергоустановок // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 29.
- Liu J.P., Fu J., Feng K., Wang S.Q. Characteristics of engine exhaust gas energy flow. Journal of Central South University (Science and Technology), 2011. V. 42. No. 11. P. 3370–3376
- Сивухин Д. В. Общий курс физики: Учеб. пособие: для вузов. В 5 т. Т. II. Термодинамика и молекулярная физика. 5-е изд. испр. М.: Физматлит. 2005. С. 544.
- Özkan M., Özkan D.B., Özener O., Yılmaz H. Experimental study on energy and exergy analyses of a diesel engine performed with multiple injection strategies: Effect of pre-injection timing. Applied Thermal Engineering. 2013. V. 53. No. 1. P. 21–30.
- Овсянников Е.М., Клюкин П.Н., Кецарис А.А., Акимов А.В. Альтернатив-ный источник электрической энергии на автомобиле: использование энергии отработавших газов // Известия МГТУ МАМИ. 2014. Т. 1. № 1 (19). С. 45–50.
- Куликов В.А., Шарыпов А.В., Меньщиков Г.Н. [и др.] Рекуперация тепла выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС), используя эффекты Зеебека и Пельтье с приме-нением модулей не классического типа из материалов на основе теллуридов висмута и сурьмы, полученных нанотехнологией, включающей высоко-частотный нагрев, порошковую металлургию и экструзию // Зауральский научный вестник. 2013. № 2 (4). С. 67–77.
- Барышников С.И., Зеленцов А.А., Костюченков А.Н. Оценка перспектив использования турбокомпаундных ДВС в авиации // Двигатель 2017. Материалы международной научно-технической конференции, посвященной 110-летию специальности “Поршневые двигатели”. МГТУ им. Н.Э. Баумана. М.: ООО «Лучший сервис». 2017. С. 10.
- Калашников Б.А., Кузнецов В.И., Яковлев А.Б. Выхлопные устройства наземных энергетических установок с закруткой газового потока // Омский научный вестник. 2018. № 5 (161). С. 19–24.
- Клименко А.Г., Дологлонян А.В., Матвеенко В.Т. Анализ схемных решений когенерационных установок на базе двигателей внутреннего сгорания и их влияние на эффективные и экологические характеристики // Системы контроля окружающей среды. 2022. № 3 (49). С. 62–68.
- Подзноев Г.П., Абдулгазис У.А., Дроботюк Н.И. Термодинамическая возможность использования в поршневых двигателях теплоты отработавших газов для каталитического риформинга эмульгированных водой моторных топлив // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2014. № 43. С. 4–11.
- Мельник Г.В. Технологии и оборудование для снижения вредных выбросов двигателей (по материалам специализированных журналов) // Двигателестроение. 2012. № 4 (250). С. 45–53.
- Матвеенко В.Т., Очеретяный В.А., Андриец А.Г. Перспективы повышения эффективности ГТД с регенерацией теплоты усложнением цикла // Вестник СевНТУ: сб. науч. трудов. Севастополь. 2010. Вып. 106. С. 120–123.