А.Н. Тимофеев
Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), РФ, Воронеж, ул. Ленина, 86
E—mail: www72@bk.ru
DOI: 10.33075/2220-5861-2019-1-23-26
УДК 57.043
Реферат:
Дорожная пыль, образующаяся в результате трения колес автомобильного транспорта о дорожное полотно, является мощным антропогенным фактором, способным элиминировать жизнедеятельность организмов. Попадая в дыхательные пути животных, пылевые частицы вызывают различные нарушения в протекании физиологических процессов организма. Оседая на вегетативных органах растений, дорожная пыль затрудняет процессы фотосинтеза и устьичное дыхание. Эти процессы дестабилизируют придорожные экосистемы, приводя к элиминации видов на данных территориях и способствуя необратимым изменениям их качественного и количественного состава.
Для изучения динамических показателей пылеосаждения, мы предлагаем оригинальную конструкцию прибора, позволяющую не только оценивать количество дорожной пыли, накапливающейся на единице площади за единицу времени, но и проводить сравнительный анализ полученных показателей из разных точек исследования. Кроме этого, конструкция прибора позволяет учитывать количество дорожной пыли, оседающей на плоскостях, сориентированных горизонтально и вертикально относительно поверхности земли или расположенных под определенным углом к ней. Данная конструкция позволяет снимать показатели запыленности на различной высоте от поверхности земли и на различном удалении от дорожного полотна. В верхней части конструкции предусмотрен флюгер, указывающий направление ветра. При работе с прибором, кроме всего прочего, дополнительно измеряют и учитывают такие абиотические факторы среды как влажность, силу и скорость ветра, температуру, атмосферные осадки.
Конструкция состоит из опорного шеста к которому перпендикулярно на расстоянии 50см друг от друга крепятся 10 реек. На них закрепляются под разным углом к поверхности земли по 10 учетных пластин, улавливающих дорожную пыль. После экспонирования пластин на приборе определенное время, их снимают и в камеральных условиях определяют вес пыли предлагаемыми методами.
Ключевые слова: дорожная пыль, методы исследования дорожной пыли, осаждение пыли, пылевые частицы, мелкодисперсная пыль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выделение и количественный анализ наночастиц дорожной пыли / М.С. Ермолин, П.С. Федотов, А.И. Иванеев [и др.] // Журнал аналитической химии, 2017. Т. 72, № 5. С. 448–461.
- Власов Д.В., Касимов Н.С., Кошелева Н.Е. Геохимия дорожной пыли (Восточный округ Москвы) // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2015. № 1. С. 23–33.
- Кайгородов Р.В., Тиунова М.И., Дружинина А.В. Загрязняющие вещества в пыли проезжих частей дорог и в древесной растительности придорожных полос городской зоны // Вестник Пермского университета. Серия Биология. 2009. Вып. 10 (36). С. 141–146.
- Хузина Г.Р. Влияние урбаносреды на морфометрические показатели листа березы повислой (betula pendula roth) // Вестник Удмуртского университета, 2010. Вып. 3. С. 53–57.
- Василевская Н.В., Лукина Ю.М. Влияние техногенного загрязнения на динамику роста и мезоструктуру листьев Вetula czerepanovii Оrlova (Мурманская область) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2011. № 8. С. 14–18.