Оценка динамики загрязнения атмосферного воздуха городского центра выбросами автомобильного транспорта картографическим методом

А.А. Дементьев,  А.М. Цурган, Н.В. Чудинин, Д.А. Соловьёв

 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет

им. академика И.П. Павлова» Минздрава России,  РФ,  г. Рязань,  ул. Высоковольтная, 9

E-mail: soldos1@yandex.ru

DOI: 10.33075/2220-5861-2020-3-81-89

УДК 614.72:629.2](470.313)

Реферат:

   При характеристике выбросов автотранспорта, как правило не учитывается скорость транспортных потоков, что существенно снижает её точность. В связи с этим использование картографического метода оценки скоростных режимов транспортных потоков на перегонах является вполне обоснованным и актуальным.

   Оценка внутригодовой динамики интенсивности транспортных потоков и выбросов основных компонентов отработанных газов автотранспортом на улицах города Рязани и окружных дорогах с использование картографического метода регистрации интенсивности транспортных потоков.

   Исследование проводилось в 2018–2019 годах  на территории г. Рязани. Материалом исследования служили картографические данные, публикуемые в свободном доступе на сайте www.yandex.ru пробки. Определялись протяженность транспортных потоков со скоростями движения 5–10 км/час (тяжелые транспортные условия — ТТУ) в разное время суток по дням недели. Рассчитывались показатели среднечасовой протяженности тяжелых транспортных условий. Окружные дороги города характеризуются достоверно большей протяженностью участков с ТТУ по сравнению с улицами города со вторника по четверг и в воскресенье (р<0,05). Усложнение транспортных условий во время утреннего и вечернего часов пик привело к среднегодовому увеличению эмиссии основных компонентов выхлопных газов автотранспорта, соответственно 17,7% и 14,9%, при этом наибольший прирост выбросов был характерен для центра города. При этом максимальное усложнение транспортных условий на окружных дорогах наблюдалось в летний период и весной (с понедельника по среду и в воскресенье), тогда как на городских магистралях — в рабочие дни осеннего периода и выходные дни зимой. На улицах города наибольшая протяженность тяжелых транспортных условий в утренний час пик наблюдалась зимой, а наименьшая летом, тогда как вечерний час пик наоборот был наиболее выраженным осенью. На окружных дорогах прослеживалась отчетливая тенденция к утяжелению транспортных условий на большей протяженности периода суток по схеме зима–осень–весна–лето.

Ключевые слова: автотранспорт, загрязнение воздуха, выбросы, тяжелые транспортные условия.

Полный текст в формате PDF

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лыгин С.А., Сафиуллин А.Р. Влияние автотранспорта на экологическое состояние атмосферного воздуха г. Бирска республики Башкортостан // Инновации в науке. 2018. T 77, № 1. С. 25-27
  2. Mirjam CR, Nicole AH Janssena, Jeroen JD, et al. Air pollution from traffic in city districts near major motorways. Atmospheric Environment. 1998; 32: 1921-1930. DOI: https://doi.org/10.1016/S1352-2310(97)00496-2
  3. Дементьев A.A., Ляпкало A.A., Цурган A.M. Влияние направления ветра на качество атмосферного воздуха в историческом центре г. Рязани в теплое время года // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2015. № 1. С. 35–42.
  4. Куккоев С.П., Никишина Т.Ф., Николаевич П.Н. О влиянии загрязнения атмосферного воздуха в городе Краснодаре на здоровье населения // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 7(292). С. 22–25.
  5. Дементьев A.A., Ляпкало A.A., Цурган A.M. Влияние основных компонентов выхлопных газов автотранспорта на состояние здоровья детского населения центра субъекта Федерации // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. T. 6. № 1. С. 19–27.
  6. Дементьев А.А., Ляпкало А.А., Коновалов О.Е., Цурган А.М. Влияние автомобильного транспорта на качество жизни горожан, проживающих на разной удаленности от автомобильных дорог // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2016. Т. 24. № 3. C. 67–73.
  7. Дементьев А.А., Ляпкало А.А., Коновалов О.Е. Цурган А.М. Динамика и тенденции общей заболеваемости детского населения урбанизированных территорий с различным качеством атмосферного воздуха//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2016. № 3. С. 100–105
  8. Предварительная оценка численности населения Рязанской области на 1 января 2019 года и в среднем за 2018 год: Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области. Режим доступа: http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/resources/  (Дата обращения: 09.03.2019)
  9. Гржибовский А.М., Иванов С.В. Сравнение количественных данных трех и более независимых выборок с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS: параметрические и непараметрические критерии // Наука  и  Здравоохранение. 2016. №  4. С. 5–37.
  10. Гржибовский А.М., Иванов С.В. Экологические (корреляционные) исследования в здравоохранении // Наука и Здравоохранение. 2015. № 5. С. 5–18.
  11. Schwartz J, Litonjua A, Suh H, et al. Traffic related pollution and heart rate variability in a panel of elderly subjects. Thorax. 2005; 60:455-461.DOI:10.1136 / thx.2004.024836
  12. Schikowski T, Sugiri D, Ranft U, et al. Long-term air pollution exposure and living close to busy roads are associated with COPD in women. Respiratory Research. 2005; 6:152. DOI:10.1186 / 1465-9921-6-152
  13. Künzli N, Bridevaux PO, Liu L-J S, et al. Traffic-related air pollution correlates with adult-onset asthma among never-smokers. Thorax. 2009; 64:664-670.http://dx.doi.org/10.1136/thx.2008.110031
  14. Yorifuji T, Naruse H, Kashima S, et al. Residential proximity to major roads and preterm births. Epidemiology. 2011; 22(1): 74-80. doi: 10.1097/EDE.0b013e3181fe759f
  15. Sathe Yogesh V. Air Quality Modeling in Street canyons of Kolhapur City, Maharashtra, India. Universal of Environmental Research and Technology. 2012; 2(2):97–105.
  16. Düring I, BächlinW, Ketzel M, et al. A new simplified NO/NO2 conversion model under consideration of direct NO2-emissions. Meteorologische Zeitschrift. 2011; 20(1):67–73. doi: 10.1127/0941-2948/2011/0491.
  17. Nguyen TN, Nguyen TC, Nguyen VT. Numerical simulation of wind flow and pollution transport in urban street canyons. Advanced Science and Technology Letters. 2015; 120:770– 777. doi: 10.14257/astl.2015.120.152.
  18. Azeez OS, Pradhan B, Shafri HZM. Vehicular CO Emission Prediction Using Support Vector Regression Model and GIS. Sustainability. 2018; 10(10):3434.https://doi.org/10.3390/su10103434
  19. Jandacka D, Durcanska D, Bujdos M. The contribution of road traffic to particulate matter and metals in air pollution in the vicinity of an urban road. Transportation research part transportation and environment. 2017;50:397-408.

Loading