Социологическое исследование степени, перспектив и институциональных предпосылок развития «зеленого» туризма в нашей стране. Часть III: потенциал спроса на «зеленый» турпродукт и оценка туристами его предложения

Н.И. Матова

Филиал Института природно-технических систем, РФ, г. Сочи, Курортный проспект, 99/18

E-mail: lelj06@yandex.ru

DOI: 10.33075/2220-5861-2018-3-115-122

УДК 303.425.4

Реферат:

   Работа, третью, заключительную часть которой мы представляем, посвящена решению научной проблемы оценки запроса российских потребителей в сфере «зеленых» туристских услуг с целью дальнейшего определения перспективности рыночного механизма стимулирования экологизации туриндустрии. В ходе исследования были разработаны методологический аппарат и инструментарий социологического исследования оценки запроса туристов в сфере дружественных природе туристских услуг, проведена его апробация в виде разведывательного социологического опроса.В данной части статьи приводятся результаты анализа ответов на вопросы третьего, четвертого и пятого целевых блоков опросного листа.

   Основные выводы и ответы на вопрос «Проявляется ли экологическое сознание туристов и приверженность идеям «зеленого» туризма в их практической деятельности».

  1. Большинство респондентов говорят о своей готовности предпринимать определенные конкретный действия, чтобы минимизировать негативное воздействие на природу, оказываемое во время отдыха.
  2. Подтвержден сделанный ранее вывод о готовности людей оберегать природу при непосредственном с ней соприкосновении, и непонимании значительности опосредованного воздействия на окружающую среду, оказываемого туристской индустрией.
  3. Более половины опрошенных предпочитают ограничить использование «благ цивилицации», оказывающих негативное воздействие на природу, тем самым понизить комфортность своего отдыха, нежели платить дороже за услуги, оказываемые с применением технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду.
  4. Нежелание значительной доли респондентов платить дороже за «зеленый» турпродукт может быть существенно сокращено верификацией заявлений производителя об экологичности его технологий и бизнес-процессов с помощью инструментов, вызывающих доверие у населения.
  5. Респонденты обозначили и количественно определили готовность заплатить больше за туристские услуги в случае, если они оказывают наименьший вред окружающей среде, что говорит о значительном потенциальном спросе на «зеленые» туруслуги.

   В результате попытки выяснить, как оценивается туристами достаточность и доступность предложения турпродукта со стороны «зеленой» туристской индустрии, были сделаны следующие выводы.

  1. Половина опрошенных туристов не интересовалась вопросом наличия и доступности на российском туристском рынке «зеленых» туристских услуг. Этот факт говорит, в том числе, о недостаточно активном их предложении – информация о «зеленых» туристских услугах не попадается на глаза потребителям.
  2. Потребителям трудно найти информацию о «зеленых» туристских услугах. Причина заключается, помимо прочего, в том, что критерий экологичности производства турпродукта не считается туристскими компаниями конкурентным преимуществом.
  3. Отсутствие понимания вреда, наносимого туристской индустрией природе, приводит к тому, что при выборе туристских услуг каждый пятый турист не ищет «зеленые» турпродукты, так как не считает этот критерий важным.
  4. Туристы отметили фрагментарность рынка туристских услуг по показателю наличия «зеленого» предложения в различных сегментах.

Ключевые слова: «зеленый» туризм, социологический опрос, предложение «зеленого» туристского
продукта, спрос на «зеленый» туристский продукт, экологическое сознание.

Полный текст в формате PDF

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Матова Н.И. Социологическое исследование степени, перспектив и институциональных предпосылок развития «зеленого» туризма в нашей стране. Часть I: Методологические аспекты. Некоторые результаты опроса // Системы контроля окружающей среды. Севастополь: ИПТС.  2017. Вып. 10 (30). С. 136–143.
  2. Матова Н.И. Социологическое исследование степени, перспектив и институциональных предпосылок развития «зеленого» туризма в нашей стране. Часть II: осознаваемые туристами экологические аспекты. Факторы экологичности поведения // Системы контроля окружающей среды. Севастополь: ИПТС. 2018. Вып. 11 (31). С. 125–132.

Loading