В.В. Истомин1, С.Е. Тверская2
1ФГБНУ «Институт природно-технических систем», РФ, г. Севастополь, ул. Ленина, 28
E-mail: v-istomina@mail.ru
2ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
E-mail: svettverskaya@mail.ru
DOI: 10.33075/2220-5861-2021-4-63-70
УДК 629.12.03:628.33
Реферат:
Основной экологической проблемой при эксплуатации судовых энергетических установок является загрязнение водоемов нефтепродуктами, которые используются в качестве основных видов топлива и смазочных масел в СЭУ и представляют наибольшую опасность для Мирового океана.
Об актуальности этой проблемы свидетельствует тот факт, что вопросы охраны окружающей среды отражены в Конституции Российской Федерации, издан ряд правительственных постановлений, повышающих ответственность за соблюдение национальных и международных законов, направленных на предотвращение загрязнения водных акваторий.
В настоящее время загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигло уже 1/5 его общей поверхности. Только 1 тонна нефти способна покрыть до 12 км2 поверхности моря. Нефтяная плёнка нарушает все физико-химические процессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен.
В связи с ужесточившимися международными и национальными требованиями по контролю и охране морской природной среды от загрязнения нефтью проведен экологический мониторинг загрязнения морской природной среды нефтью и разработаны новые высокоэффективные технические средства систем очистки нефтесодержащих вод, имеющих высокое качество очистки нефтесодержащих вод, большой ресурс работы фильтроэлементов и обладающих простотой конструкции и эксплуатации. Комбинированная сепарационная система для очистки нефтесодержащих вод имеет высокую эффективность работы и обеспечивает очистку нефтесодержащих вод до концентрации нефтепродуктов менее 5 млн-1. Конструкция регенерируемого фильтра и сепаратора с гранулированной загрузкой обеспечивает регенерацию фильтроэлементов без их разборки и замены, что существенно упрощает обслуживание и эксплуатацию системы.
Варьируя составом компонентов фильтрующей загрузки, обладающей различными физико-химическими свойствами, можно значительно повысить качество очистки и существенно интенсифицировать процесс отделения нефтепродуктов от воды.
Ключевые слова: экологический мониторинг; Мировой океан; нефтесодержащие воды; технические средства; системы очистки, эффективность, экологическая безопасность.
Для цитирования: Истомин В.В., Тверская С.Е. Совершенствование технических средств систем контроля и охраны морской природной среды от загрязнения нефтью // Системы контроля окружающей среды. 2021. Вып. 4 (46). C. 63–70.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол 1978 года. М.: Изд-во ЦРИА «Морфлот», 2013. 761 с.
- Зубрилов С.П. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов / С. П. Зубрилов. Л.: Судостроение, 1989. 256 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества. М.: Изд-во «ДРОФА», 2009. 1340 с.
- Истомин В.И. Эксплуатационные исследования суточного объема накопления судовых нефтесодержащих вод/ В. И. Истомин, Вестник СевНТУ «Механика, энергетика, экология». Севастополь. 2003. Вып. 48. С. 172–175.
- Истомин В.И. Комплексная очистка судовых нефтесодержащих вод/ В. И. Истомин. Севастополь, Изд-во СевНТУ. 2004. 202 с.