Н.И. Матова
Филиал Института природно-технических систем, РФ, г. Сочи, Курортный проспект, 99/18
E-mail: lelj06@yandex.ru
DOI: 10.33075/2220-5861-2018-3-115-122
УДК 303.425.4
Реферат:
Работа, третью, заключительную часть которой мы представляем, посвящена решению научной проблемы оценки запроса российских потребителей в сфере «зеленых» туристских услуг с целью дальнейшего определения перспективности рыночного механизма стимулирования экологизации туриндустрии. В ходе исследования были разработаны методологический аппарат и инструментарий социологического исследования оценки запроса туристов в сфере дружественных природе туристских услуг, проведена его апробация в виде разведывательного социологического опроса.В данной части статьи приводятся результаты анализа ответов на вопросы третьего, четвертого и пятого целевых блоков опросного листа.
Основные выводы и ответы на вопрос «Проявляется ли экологическое сознание туристов и приверженность идеям «зеленого» туризма в их практической деятельности».
- Большинство респондентов говорят о своей готовности предпринимать определенные конкретный действия, чтобы минимизировать негативное воздействие на природу, оказываемое во время отдыха.
- Подтвержден сделанный ранее вывод о готовности людей оберегать природу при непосредственном с ней соприкосновении, и непонимании значительности опосредованного воздействия на окружающую среду, оказываемого туристской индустрией.
- Более половины опрошенных предпочитают ограничить использование «благ цивилицации», оказывающих негативное воздействие на природу, тем самым понизить комфортность своего отдыха, нежели платить дороже за услуги, оказываемые с применением технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду.
- Нежелание значительной доли респондентов платить дороже за «зеленый» турпродукт может быть существенно сокращено верификацией заявлений производителя об экологичности его технологий и бизнес-процессов с помощью инструментов, вызывающих доверие у населения.
- Респонденты обозначили и количественно определили готовность заплатить больше за туристские услуги в случае, если они оказывают наименьший вред окружающей среде, что говорит о значительном потенциальном спросе на «зеленые» туруслуги.
В результате попытки выяснить, как оценивается туристами достаточность и доступность предложения турпродукта со стороны «зеленой» туристской индустрии, были сделаны следующие выводы.
- Половина опрошенных туристов не интересовалась вопросом наличия и доступности на российском туристском рынке «зеленых» туристских услуг. Этот факт говорит, в том числе, о недостаточно активном их предложении – информация о «зеленых» туристских услугах не попадается на глаза потребителям.
- Потребителям трудно найти информацию о «зеленых» туристских услугах. Причина заключается, помимо прочего, в том, что критерий экологичности производства турпродукта не считается туристскими компаниями конкурентным преимуществом.
- Отсутствие понимания вреда, наносимого туристской индустрией природе, приводит к тому, что при выборе туристских услуг каждый пятый турист не ищет «зеленые» турпродукты, так как не считает этот критерий важным.
- Туристы отметили фрагментарность рынка туристских услуг по показателю наличия «зеленого» предложения в различных сегментах.
Ключевые слова: «зеленый» туризм, социологический опрос, предложение «зеленого» туристского
продукта, спрос на «зеленый» туристский продукт, экологическое сознание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Матова Н.И. Социологическое исследование степени, перспектив и институциональных предпосылок развития «зеленого» туризма в нашей стране. Часть I: Методологические аспекты. Некоторые результаты опроса // Системы контроля окружающей среды. Севастополь: ИПТС. 2017. Вып. 10 (30). С. 136–143.
- Матова Н.И. Социологическое исследование степени, перспектив и институциональных предпосылок развития «зеленого» туризма в нашей стране. Часть II: осознаваемые туристами экологические аспекты. Факторы экологичности поведения // Системы контроля окружающей среды. Севастополь: ИПТС. 2018. Вып. 11 (31). С. 125–132.